Делая сегодня пост в Инстаграм, я задумался о написании подробного поста на эту тему. Так как история действительно интересная и я до недавнего времени о ней ничего не слышал, то я, долго не раздумывая, принялся за дело.

Для начала приведу сам пост:

А теперь по порядку.

В 1838 году Эдгар Алан По написал роман «Повесть о приключениях Артура Гордона Пима». В ней описывается история, как после мятежа, сменившегося на сильный шторм, четверо выживших моряков оказались на корабле «Грампус» в открытом море без средств на выживание. Через некоторое время, не видя другого выхода, все четверо бросили жребий — кто вытягивает короткую спичку, тот становится пищей для остальных. Эта незавидная участь постигла Ричарда Паркера. Стоит ещё отметить, что автор сообщал о реальности событий, изложенных в этой книге.

Сейчас опишем события, произошедшие в действительности через 46 лет после выхода романа «Повесть о приключениях Артура Гордона Пима».

Ричард Паркер
Сам Ричард Паркер

Синопсис: В 1884 году корабль «Миньонетт» (Mignonette), что в переводе на русский будет звучать как «Резеда», терпит кораблекрушение. Четверо спасшихся моряков оказались в спасательной шлюпке. После многодневного дрейфования трое убивают и съедают четвёртого. Имя этого несчастного – Ричард Паркер. Это случай привёл к одному из самых громких уголовных дел второй половины XIX века.

Полный пересказ: В июне 1884 года в Великобритании была куплена яхта «Миньонетт» / «Резеда». Так как заказчиком был богатый австралиец, то после покупки её было необходимо транспортировать своим ходом прямо до берегов Австралии, что составляло, примерно, 24000 километров. Покупатель отправился домой своим ходом, а капитан Томас Дадли начал набор членов экипажа.

Итак, 19 мая 1884 года яхта «Резеда» вышла из Саутгемптона с экипажем в составе капитана Томаса Дадли, его помощника Эдвина Стивенса, матроса Эдмунда Брукса и юнги Ричарда Паркера. Юнге было всего 17 лет, и, в отличии от остальных, у него не было никакого опыта.

Яхта «Миньонетт» / «Резеда»
Яхта «Миньонетт» в зарисовке капитана Дадли

Когда яхта огибала Мыс Доброй Надежды, на неё обрушился шторм — тот шторм нельзя назвать сильным, но его было достаточно для того, чтобы судно ушло на дно. Морякам удалось в полном составе перебраться в спасательную шлюпку с провизией, состоящей только из двух банок консервированной репы. В некоторых источниках скудность их провизии объясняется тем, что Ричард Паркер в панике уронил бочонок с пресной водой и ящик с продуктами в воду.

Через несколько дней после крушения команде удалось затащить морскую черепаху в шлюпку, после чего они её распотрошили. Итого мяса черепахи (даже её кости пошли в ход) и двух банок репы хватило до 15 или 17 июля, а с 13 июля они были вынуждены пить собственную мочу. Дрейфующие наотрез отказывались пить морскую воду, за исключением одного Питера Паркера, который в результате этого первый начал сильно слабеть.

Первые попытки проведения жеребьёвки определения жертвы, которая послужит спасением остальных, начались ещё где-то 16-17 июля, 20-21 числа этот вопрос вспыхнул с новой силой, но этот спор так ничем и не закончился. А 23-24 числа Паркер, из-за употребления морской воды, впал в забытие, что решило его дальнейшую судьбу.

Через 19 дней после кораблекрушения (24 июля) капитан Дадли поднял вопрос об убийстве Паркера, указав на то, что тот и так уже находился на пороге смерти, а в случае убийства до его естественной смерти его кровь останется пригодной для питья.

На следующее утро Дадли и Стивенс помолись перед телом 17-летнего Ричарда Паркера, после чего капитан вонзил нож в ярёмную вену юноши. Впоследствии Брукс утверждал, что не давал ни своего согласия, ни протеста на убийство Паркера, а Дадли утверждал, что Брукс согласился. Так или иначе, все трое питались телом Паркера — Дадли и Брукс потребляли больше всего, а Стивенс практически не ел.

Самое страшное то, что вскоре после этого пошёл дождь, что избавило их от необходимости пить кровь трупа, а ещё страшнее то, что их подобрало немецкое судно «Монтесума» уже 29 июля, т.е. всего через 4 дня после убийства Паркера. Членам экипажа немецкого судна открылась страшная картина — шлюпка с тремя усхудавшими мужчинами и полусъеденное тело четвёртого.

6 сентября оставшиеся в живых члены экипажа «Резеды» уже были в английском городе Фалмут. Дадли и Стивенс отметились в таможне, отчитались об утерянном судне и ничего не скрывали. Они считали, что защищены морским обычаем, согласно которому терпящим бедствие морякам разрешалось прибегнуть к людоедству при условии того, что все единодушно будут согласны и по очереди вытянут жребий для выяснения того, чьё тело станет пищей для остальных.

Первая полоса газеты с рассказом об этих событиях

Подобных прецедентов ещё не было. Особенность ситуации заключалась в том, что условия морского обычая не были исполнены в полной мере, что положило долгому судебному разбирательству. В городе прибытия они были взяты под стражу, но вскоре были отпущены. После долгих споров и дебатов суд всё же признал Дадли и Стивенса виновными в предумышленном убийстве по предварительному сговору. Они были приговорены к смертной казни с рекомендацией о помиловании. Сразу же была подана апелляция, в результате которой суд сменил наказание на 6 месяцев каторжных работ. Как поговаривают, никто из этой троицы на каторжные работы так  и не был отправлен. Правда, Дадли и Стивенса всё же лишили прав заниматься морской деятельностью – непонятно, временно или навсегда. Фактически их простили, юридически – их признали виновными.

Так был создан один из важнейших прецедентов общего права: Необходимость не является защитой при обвинении в убийстве. А само дело получило название «Королева против Дадли и Стивенса» (R v Dudley and Stephens).

Также ходили слухи, что в дальнейшем помощник Стивенс сошёл с ума; матрос Брукс также не смог оправиться от всего произошедшего, а капитан Дадли в поисках новой жизни уехал в Австралию, где получил прозвали «Каннибал Том». Как вы поняли, его дальнейшую жизнь тоже нельзя назвать беззаботной, а умер Дадли в 1900 году (первый из троицы) от бубонной чумы.

Как и упоминалась в инстаграм-посте, это довольно жуткая история, но роман Эдгара По, написанный за 50 лет до этих событий, делает её ещё более ужасающей. Так что, если тебя зовут Ричард Паркер — даже не вздумай садиться хоть на какой-нибудь корабль.

Теперь, зная всё это, пересмотрите фильм «Жизнь Пи», и извините, если при обращении главного героя к тигру у вас будет всплывать в голове картина полусъеденного 17-летнего юноши.