Проблемы комиксов

0

Супергерои активничают в комиксах с 1938 года. Понятное дело, что за это время накопилось немало проблем, которые довольно сложно решить. Метания из крайности в крайность, создание санта-барбары на пустом месте – и не только. В этой статье мы постараемся описать наиболее заметные проблемы комиксов, но будем рады, если кто-то подметит то, что мы упустили. Некоторые моменты мы считаем не проблемами, а преимуществами: отсутствие реализма, “упоротые” сюжеты, отказ от убийства суперзлодеев (и простых смертных).

Одной из весьма заметных проблем комиксов DC является их страсть к перезапускам, уже настолько набившая многим читателям оскомину, что её уже считают таким желокальным мемом, как и вечное противостояние Бэтмена и Супермена. Первый серьёзный перезапуск всей вселенной DC произошёл в 1985 году — Кризис на Бесконечных Землях. Вскоре после него последовал Нулевой Час, заполировавший неровности и запустивший историю заново – опять. В 2011 произошёл Флешпоинт- вселенная толком состариться не успела, а её перезапустили вновь. По сути, стратегия DC не отличается изяществом: чуть что пошло не так – “всё фигня, давай по новой”.

Сейчас в DC клятвенно божатся, что грядущий Rebirth не является очередным жёстким перезапуском, а больше похож на “мягкие” перезапуски Marvel. Да, у Марвел такой проблемы, в общем-то, и нет – они поддёргивают отдельных персонажей ближе к современности или перезапускают комиксы по принципу “та же маска, но под ней новое лицо” – но сливать всю вселенную в унитаз с последующим запуском всех комиксов заново им не свойственно. Впрочем, очень уж много у Marvel комиксов, зашедших в тупик после нескольких выпусков и перезапущенных с новой нумерацией.

С этим тесно связана другая фирменная проблема DC – проблема мультивселенной. До первого Кризиса у DC была полноценная Мультивселенная. Бесконечные вселенные, твори – не хочу. Кризис на Бесконечных Землях уничтожил мультивселенную, и слил 5 оставшихся вселенных в одну. Это был 1985 год. Так вот, вселенная одна…но в 1990-х годах начинают выходить отчётливо неканонические комиксы, под эмблемой Elseworlds — иные миры. Откуда взяться иным мирам, коли вселенная одна? Писателям срочно пришлось придумывать не выдерживающую критики идею Гипервремени. В общем, есть дофига параллельных вселенных – но это не вселенные, а таймлайны. Что, в принципе, одно и то же, но при этом вселенная остаётся одна. Наконец, в Бесконечном Кризисе и Финальном Кризисе раскрывают, что Мультивселенная жива и здорова…но в ней всего 52 вселенные. И тут возникает следующая проблема…

Даже эти 52 вселенные используются крайне редко. Примерно как Тардис в сериале “Доктор Кто” – она внутри больше, чем снаружи, но в большинстве случаев в серии показывают лишь главную её комнату. Так и в комиксах – мультивселенная (хоть и куцая) есть, а комиксов в ней – раз-два, и обчёлся. Тайтл Elseworlds печально умер. Что-то вроде марвелского “What if…” запускать – те же Марвел могут в суд подать. А кроссоверы, когда персонажи из основной вселенной попадают в друге вселенные (или наоборот) слишком мало. В итоге Мультивселенная есть, но чисто для галочки.

Тут мы опять приближаемся к неумению сохранять “золотую середину”. У Марвел-то вселенных – тысячи и тысячи. Слишком много. Вместо того, чтобы использовать одну из уже имеющихся вселенных по второму разу, просто создают новую. Она существует на двух-трёх страничках, в паре кадров – и больше никогда не упоминается.

У Marvel же проблема несколько другого сорта. Хотя, чего греха таить, DC тоже этим страдают. Дело в том, что изначально, по негласным правилам комиксов, Основная вселенная (Земля-616 для Marvel, Земля-1 для DC) должна была представлять собой, по сути, наш мир – но с добавлением супергероев. То есть, можно добавить немного фантастики (веб-шутеры Паучка, магия, мутации) – но без перегиба. А что имеем? В каждой первой лаборатории вместо изучения, сколько фасеточек в глазу у какой-нибудь дрозофилы, создают новых киборгов-мутантов-гамма-убийц. Карманные телепортаторы – расходный материал, по ящику за доллар. Зомби-вирус – обыденность, а путешествия по мультивселенной перестали быть каким-либо важным или фантастическим событием. Жители большинства городов уже привыкли к инопланетным вторжениям, а несколькими официально признанными странами официально правят супергерои или суперзлодеи. В DC с этим как-то помягче…фантастика обесценивается, и это плавно подводит нас к следующей проблеме.

Вот в ранних комиксах супергерои (и обычные жители) ещё умели удивляться. А теперь…наличием суперсил уже сложно кого-то удивить. Путешественники во времени ходят на Землю толпами. Официально Земля ещё не стала частью какого-нибудь космического ООН – но, встретив инопланетянина, даже не каждый сфотографирует его на телефон.

Обесценивание мистического элемента в целом и смерти в частности. В первую очередь это проблема Marvel, хотя и в комиксах DC это очень заметно. В лучших традициях “Драконьего Жемчуга”, смерть перестала считаться заметным событием. Когда во время первого Кризиса погибли Барри Аллен и Супергёрл, это был мощный удар. Настоящая Супергёрл вернулась не намного раньше Барри, а у самого Барри это заняло около 20 лет. 20 лет его не было в комиксах. Когда погиб Оливер Квин, это тоже было событием. Смерть Гвен Стейси запомнилась многим. Но с тех пор смерть как инструмент повествования начала использоваться всё чаще и перестала быть трагическим событием. В загробном царстве вместо устрашающих врат явно установили вращающуюся дверь.

Опять же, нормальным, будничным явлением стали встречи героев с богами и демонами. Не с пришельцами, которые косят под богов и демонов, как сейчас модно выворачивать – в комиксах мистический элемент никуда не делся. Но он уже стал будничным. Землю пытается захватить злобный брат Одина? Пренебречь, вальсируем. Демон вторгся? Это который? А, всего лишь Мефисто, его мы быстро калибрякнем. Верю ли я в греческие мифы? Как же не верить, на прошлой неделе с Геркулесом бухал. В комиксах DC тоже виднеются признаки это проблемы, хоть и не так открыто – всё-таки магия там используется самую малость реже.

Одна из проблем Marvel – жадность. Нет, я это не порицаю – дойную корову нужно доить. Но в случае с Marvel из дойной коровы выдаиваются все соки, спиливаются на продажу рога и сдаётся в аренду шкура. Если какой-то персонаж становится популярным, из него начинают выжимать все соки. Начинается чуть ли не целая эпоха, посвящённая одному персонажу. В своё время в Марвел выходили одновременно огромное множество линеек про Человека-Паука. Потом начал беспощадно форситься Росомаха. Сейчас наступил период Дедпула. Если же персонаж не из самых крупных, но всё равно понравился зрителям, про него запускают отдельный комикс. Так своими собственными комиксами обзавелись Девушка-Белка, добряк Грут.

Проблема, свойственная в первую очередь комиксам DC – резкие смены имиджа персонажей, обычно подводящиеся под очередной перезапуск вселенной. Наиболее это заметно, если посмотреть на Флэшпоинт, перезапуск, приключившийся в 2011 году, и последовавшее за ним недоразумение в виде New 52. Итак, что имеем: Шазам, бывший супергероем с разумом доброго и наивного подростка, становится циничной школотой. Лобо, карикатурный символ брутальности, становится проходным космическим наёмником (в принципе логично, был карикатурой на 90-е, стал карикатурой на 2000-е). Джей Гаррик и Алан Скотт, бывшие умудрёнными опытом пожилыми людьми с жёнами и детьми, становятся неопытным мальчиком и юным геем. Комиссар Джеймс “Очки-И-Усы” Гордон становится Бэтменом в силовой броне да с ирокезом. Псу под хвост отправляется многолетняя героическая карьера Уолли Уэста.

Проблема Фонаря-гея не в том, что он гей. А в том, что у него отобрали его богатую и непростую историю взаимодействия с детьми и жёнами. До Флешпоинта Алан Скотт перевоспитал двух суперзлодеек. Его сын метался от героизма к злодейству, сражаясь с собственными силами. Теперь если Джейд и Обсидиан (дети Фонаря) и появятся в комиксах (Обсидиан уже промелькнул), к Алану они не будут иметь отношения.

Серьёзная проблема, присущая в первую очередь комиксам Марвел – прогибы под кино. Не, это было всегда, и в этом есть смысл – если меру соблюдать. Из фильмов и мультсериалов в комиксы Marvel и DC попали такие яркие персонажи, как Х-23 и Харли Квин, а Люди-Икс в 90-х годах переоделись в свои костюмы из легендарного мультсериала. Но в последнее время меру не соблюдают и тщательно подводят комиксы под кино, вводя персонажей без разбору. Белого Ника Фьюри заметают под ковёр, а в комиксах объявляется его чёрный сын, за несколько номеров бреется налысо, теряет глаз и отращивает бороду, и меняет имя с “Маркус Джонсон” на “Ник Фьюри”. Меняется характер и внешность Звёздного Лорда, Железного Человека. Вместо того, чтобы делать фильмы ближе к комиксам (опять-таки, до разумного предела, не превращая действие в цирк с трико), комиксы подтягивают под кино. В DC с этим полегче: нет развитой киновселенной – некуда подтягивать комиксы.

Сейчас зарождается киновселенная DC. И пока не видно, чтобы комиксы под неё подстраивались. Напротив, фильмы берут из комиксов некоторые элементы. И это правильно. Только получается пока…не очень. Впрочем, пока рано выносить вердикт.

Видимо, понятие “Золотая середина” для создателей комиксов – сродни оскорблению. В основном чего-то всегда либо слишком мало, либо слишком много. Одна из проблем Marvel (DC это тоже свойственно, но не на таком уровне) – путаница в персонажах и командах. Некоторые шутят, мол, у Бэтмена целая стая Робинов, и небольшой гарем из Бэтгёрл (Бэтгёрлов? Бэтгёрлиц?). Однако в Марвел с этим куда хуже. Клоны Человека-Паука. Суперзлодеи, после смерти возвращающиеся в виде клонов. Помимо клонов – копирование и подражание. Мстители, Новые Мстители, Тайные Мстители, Юные Мстители. Люди-Икс, Поколение-Икс, Новые Мутанты, Сила Икс, Икс-Фактор. Марвел плодит сущностей с неуёмным энтузиазмом, вместо того, чтобы лучше раскрывать существующих.