Итак, 1930-е годы. Годы Великой Депрессии в США, когда условия жизни не самые хорошие, а перспективы – не самые радужные. Популярны комиксы про «народных мстителей» без суперспособностей и частных детективов вроде Дика Трейси. Уже начали выходить комиксы про персонажей фэнтезийных, вроде Конана, и фантастических, вроде бравого космопутешественника Флэша Гордона. И постепенно набирают популярность герои с необычными способностями, например, владеющие магией или гипнозом, как Доктор Оккульт, мистический детектив, или Чародей Мандрейк (на картинке). Комиксы пользуются успехом, дарят людям надежду и вселяют оптимизм.
Комиксы становятся ещё более популярны с появлением Супермена в 1938 году. Появление Супермена стало знаком начала так называемого Золотого Века комиксов. Персонажи этого периода делятся на лишённых суперсил «Виджиланте» (Стрела от Centaur Publications, Бэтмен и Песочный Человек от DC, Ангел от Timely Comics, позже ставших комиксами Marvel) и наделённых необычными способностями «суперлюдей» разного происхождения (Нэмор и Человек-Факел от Timely, Пламя от Fox Publications).
На волне популярности Супермена, Бэтмена и прочих известных личностей появляется несчётное количество персонажей-подражателей. Человек-Пуля (на картинке), Чёрный Кошмар, Зелёная Маска, Капитан Битва, Серебряный Рывок — кто их сейчас вспомнит? Компаний, которые о них писали, больше нет — они либо были поглощены титанами вроде Marvel или DC, или банально закрылись. Многие персонажи теперь «ничейные». Всех этих персонажей объединяет то, что их альтер-эго, их «гражданские личности» в большинстве случаев – безупречные граждане. Либо богачи-миллионеры-филантропы, либо гениальные учёные-химики-инженеры, обязательно превосходные атлеты и настоящие красавцы.
С началом Второй Мировой Войны супергерои толпами попёрли на передовую. Все темы комиксов переключились с борьбы с рядовым криминалом и безумными учёными на уничтожение нацистов и им симпатизирующих предателей, представителей «пятой колонны». Появилась уйма патриотических супергероев — Капитан Америка (Timely), Мисс Америка (сразу две штуки у двух разных издательств, Timely/DC), Американский Крестоносец (Nedor), Дядя Сэм (Quality) и прочие. Самым шиком было изобразить, как очередной герой бьёт морду лично Гитлеру.
После окончания войны комиксы о супергероях как-то подрастеряли былую популярность. Комиксы продолжали выходить, просто популярны были скорее темы романтики или ужасов. Золотой Век комиксов закончился в 1956 году, когда начали появляться новые версии таких героев, как Флэш и Зелёный Фонарь. Начался Серебряный Век — бессмысленный и беспощадный, упоротый, весёлый и тёпло-ламповый. И стал он таким в основном из-за принятия Кодекса Комиксов — целой серии жёстких ограничений.
Правила Кодекса Комиксов были строгими: никаких убийств, никакой крови, никакой эротики, также нельзя было выставлять бандитов хорошими ребятами, изображать продажных судей/грязных копов, брутальных антигероев. А народ требует комиксы. Вот и пошли сюжеты типа «Бэтмен против жукоглазых пришельцев с Сатурна» или «Супермен нанюхался красного криптонита и женил Джимми Олсена на горилле». А ещё в комиксах стали часто появляться гориллы.
А вот 1960-е годы стали «звёздными» уже для Marvel Comics. Начали выходить комиксы, с первых номеров создающие более-менее цельный сюжет — Фантастическая Четвёрка, Железный Человек, Люди-Икс, Человек-Паук, Мстители и другие. Героям не нужно было 20 лет бить гопников или синекожих рукожопов с Тау Кита, чтобы их начали узнавать.
В 1970-е годы начался Бронзовый Век комиксов. Комиксы стали более серьёзными, начали поднимать остросоциальные темы — алкоголизм, наркомания, социальная несправедливость, экологические катастрофы и прочее. Так, Железный Человек спился, а малолетний спутник Зелёной Стрелы оказался героиновым наркоманом. Официально от Кодекса Комиксов никто не отказывался, но на деле его уже начали обходить и нарушать без особых последствий.
Бронзовый Век закончился в 1985 году, с выходом таких комиксов, как «Кризис на Бесконечных Землях» и «Хранители». Новая эпоха получила название «Современный век» или даже «Тёмный Век» — всякая мрачность по типу тех же Хранителей стала довольно популярной. Поначалу.
Наступили бешеные 90-е, эпоха гипертрофированных мышц у мужчин и гиперсексуальности у женщин. Некоторые герои сменили облик — Супермен стал существом из живой энергии, Бэтмен разжился стальными когтями и пушкой, стреляющей сюрикенчиками, а в Марвел куча комиксов была отдана Робу Лайфельду, художнику с весьма специфичными взглядами на человеческую анатомию. Начался расцвет комиксов Elseworlds, появились новые издательства с такими комиксами, как Spawn, Wild C.A.T.s, Gen-13. Кодекс Комиксов начал нарушаться направо и налево, многие на него и вовсе забили.
И вот, потихоньку переходим к нашему времени. Что имеем? Комиксы на любые темы. Персонажи любого калибра. Периодические экскурсы в прошлое, но вместе с тем жёсткая зависимость от общественности никуда не делась и даже усугубилась. Если в 90-е персонаж на обложке, покуривая сигару, мог указать на свою ширинку и сказать — «У меня есть то, что улучшит вашу обложку, прямо здесь!» — то теперь обложку и сюжет пытаются построить так, чтобы никого не задеть, не обидеть. Посмотрим, что приготовит нам будущее…